воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Велопоход по Грузии 2016. День пятый.

25 августа, четверг. Сегодня у нас был день отдыха после взятия перевала.

Здесь мы ночевали
А ещё нам нужно было снова собрать совет, чтобы определиться с дальнейшими планами. По моему плану дальше мы должны были доехать до самого труднодоступного посёлка Грузии - Шатили. Для этого нужно было взять ещё один перевал - Ацунта - высотой 3500м. Причём машины туда уже не ходили (однако можно было взять конного проводника). Путь пролегал вдоль реки Алазани, и тропа несколько раз пересекала её - в некоторых местах по мосткам, а где-то был брод.

По общему физическому состоянию группы было понятно, что продолжать поход, условия которого будут значительно хуже, чем были до сих пор, было бы ошибкой, которая бы обернулась в лучшем случае просто трудными испытаниями, и мы бы добрались до Шатили изможденными (но счастливыми!). С другой стороны, все находились в отпуске, а значит планировали активно отдыхать, а не выжимать из себя все силы, упахиваясь на перевалах. С третьей стороны, в описании мероприятия я прямо указывал на то, что поход сложный, а значит, нужно было адекватно оценивать свои силы. Однако и это сделать не так просто: порой даже готовясь к соревнованию на десятке не можешь грамотно разложить силы, а тут многодневный горный поход с гружеными багажниками.

Как бы то ни было, решили следовать по урезанному плану-минимуму: устроить дневку в Омало, покататься по окрестностям и возвращаться в Ахмету на машине, чтобы потом докрутить до Мцхеты, сделать дневку там, а далее ехать в Тбилиси, оставить там велики, а самим отправиться на 3 дня на море.

Определившись с нашими планами, мы отправились гулять в Верхнее Омало, смотреть древние башни.

Историческая справка (источник: http://travelgeorgia.ru)

Омало - село в Ахметском районе Грузии, фактически "столичное" село в Тушетии. Когда-то здесь были все блага цивилизации: телеграф, аэродром, школа и больница. Сейчас ничего этого уже не осталось. Численность населения подсчитать сложно, поскольку большинство в сентябре уезжает зимовать на равнины и возвращается только в июле. Таким образом, население есть постоянное и приезжее, а четкой грани нет. Сейчас Омало - самое населенное зимой из всех тушинских сел.

Поднимаемся из Нинего Омало в Верхнее Омало
Как и все тушинские села, Омало в прошлом состояло из двух поселков: летнего и зимнего. В советское время топоним "Омало" относился только к летнему поселку и километраж трассы на Пшавели отсчитывался именно от него. Сейчас оба поселка летние, а прежнее летнее Омало сейчас называется
Верхнее Омало. Зимнее называют просто Омало.
Омало расположено интересно - на небольшом плоскогорье, которое со всех сторон окружено глубокими ущельями. Южная часть плоскогорья равнинна, там сажают карофель и там разбросаны домики Нижнего Омало. С севера метров на 200 поднимается гора, на которой находится Верхнее Омало и старинные башни - ещё выше, на скале.
Сейчас в Омало ведет трасса из Алазанской долины (Тушетская трасса), и уже здесь ответвляется дорога на Шенако (вправо) и на Дартло. Регулярного вертолетного сообщения нет. Регулярного снабжения продуктами нет - жители завозят сами своими силами. Электричество в поселке вырабатывается бензиновым генератором или солнечными батареями, так что холодильников тоже нет. Сотовые телефоны сеть ловят.

Верхнее Омало находится на высоте 2071 метр от уровня моря (на 130 метров ниже сванского Ушгули). Здесь компактно сгруппированы домики, прямо на входе стоит гестхауз "Шина", есть еще пара кафешек.

Над поселком возвышается скала с башнями. Это самое впечатляющая башенная группа в Грузии. Самих башен немного, но скала огромна, и виды с неё открываются почти на всю Тушетию. С 2003 года потихоньку ведется восстановление башен.

Нижнее Омало (или просто Омало) - один из самых удачных по географии поселков в Грузии. Он разбросан по холмистой равнине, ограничен с трех сторон ущельями, а с севера - горой. Эта горка на краю поселка - идеальная смотровая площадка. Туда можно подняться, посидеть под соснами и часами медитировать на Омало и окружающие поселок горы. Отсюда видно каждый дом, каждого человека и каждую корову.

Если увеличить, видно даже отару овец в центре кадра!
Заглянул в одну из бойниц башни и знаете, кого увидел через нее?

В фильме "Мимино" есть сцена, когда два барана сталкиваются рогами в поле и звук разносится куда-то далеко. Это совершенно точно отражает атмосферу Омало и ту тишину, которая здесь присутствует. Это особенная, гипнотизирующая тишина, которую можно рекомендовать жителям больших городов для релаксации.

В каждом дворе в Омало стоят солнечные батареи - разумное решение для выработки энергии естественным путем, солнца здесь хоть отбавляй!

После осмотра башен мы спрятались от солнца в кафе. Потом вернулись домой, взяли велики и поехали в Шенако - об этом посёлке мы узнали от Теймураза. Путь туда был недолгим - всего 6-7км, и большая часть дороги шла под гору. Иногда мы встречали пеших туристов, которые шли с огромными рюкзаками, иногда мимо нас проезжали машины и поднимали столбы пыли. Если бы стояла дождливая погода, нам бы тут пришлось несладко)) За пару километров до Шенако мы выехали к месту с хорошим обзором и долго фотографировались.

На заднем плане видна тропа, по которой мы сюда забирались. А внизу ущелье, и течет река Алазани
В Шенако мы увидели несколько аккуратных домиков, гэстхаусы и кафе, а главной достопримечательностью был Троицкий храм, позади которого мы увидели место жертвоприношения.

Историческая справка (источник: http://travelgeorgia.ru/)

Шенако - село в ахметском районе Грузии в исторической области Тушети. Находится в нескольких километрах от Омало (Нижнего), у слияния Андийского Койсу и Пирикительской Алазани. По высотам - почти как Омало. Фактически поселки совсем рядом, но между ними пролегает глубокое ущелье. Здесь не осталось боевых башен, зато сохранился храм 1843 года постройки. Шенако - самый близкий к Омало тушинский поселок, через него же проходит дорога в Дикло.

Зимой в Шенако кое-кто остается, хотя и не известно, сколько именно человек. Возможно, пара семей. В селе есть Троицкий храм (Самеба), который построили греки в 1843 году. В 2013 году художники расписывают его фресками. Фактически это единственный действующий храм на всю Тушетию.

Сразу за храмом находится "ниши". Женщинам туда нельзя. Ограждений и предупреждений нет, местные и так все знают. Фактически женщина может обойти храм вокруг, но на восток от храма шагах в пяти уже начинается место, куда ей не положено.

Когда мы возвращались в Омало, нам пришлось поработать: теперь большую часть дороги был подъём. Я использовал его по максимуму, проехав его весь в седле и даже немного вернулся и повторил один участок. Вчерашнее многочасовое восхождение организм воспринял нормально, мышцы не бунтовали)

Вечером нас ждал шикарный ужин, стол был накрыт с размахом, и этой еды наверное хватило бы на пятерых человек на 2 дня!

Мы договорились с хозяевами о машине до Ахметы на завтра, причем по нашей просьбе нас вместе с велосипедами согласились доставить на вершину перевала и забрать нас у горячих источников, куда мы хотели спуститься своим ходом!